«У всех ребят непременно есть чисто подсознательное чувство исследователя. С возрастом у большей части это чувство притупляется и проходит бесследно. Но у других детей, развиваясь, это чувство остается на всю жизнь… Позволю предположить, что именно из ребят второй группы вырастают открыватели новых земель, натуралисты, географы, путешественники, ученые и исследователи — Тимирязевы, Пржевальские, Мичурины...»
Лев Бёме, ученый-орнитолог, профессор, член-учредитель Всероссийского общества охраны природы
Кто не слышал про Ивана Мичурина, ученого-селекционера, посвятившего всю свою жизнь саду? Говорят, уже в детстве он овладел различными способами прививки. А в восемь лет уже мастерски проводил окулировку. В окрестностях, где жила его семья, юный натуралист знал каждый куст. Мичурин создал более трехсот сортов растений и положил начало продвижению на север многих южных культур.
Мичурин очень любил детей, и они отвечали ему взаимностью, были его частыми гостями. Ученый бескорыстно предавал им свой опыт, делился с детьми семенами и растениями выведенных им новых ценных сортов. Недаром потом за юннатами закрепилось название «юные мичуринцы».
Ученик и продолжатель дела Мичурина — цитрусовод-селекционер и создатель знаменитого сочинского Дерева дружбы — Федор Зорин также прекрасно ладил с детьми. Никогда не гнал их из сада, всегда находил для ребят интересные занятия. Для юннатов он написал замечательную книгу «Волшебный ножичек», где рассказал о мичуринских методах прививок, с помощью которых он получал новые сорта растений.
Такие же пытливые, «с чувством исследователя» ребята из минской городской станции юных натуралистов несколько лет подряд дважды в неделю собирались на свои занятия в Центральном ботаническом саду НАН РБ. Лимонарий стал для них научно-исследовательской лабораторией.
1.jpg
2.jpg
Антон Иванович Алехна показал юннатам, как черенковать цитрусы, научил различным методам прививки. Кроме этого, ребята проводили и свои самостоятельные опыты. К примеру, определяли содержание витамина «С» в цитрусовых плодах. А также применяли различные стимуляторы, дабы повысить процент укореняемости лимонных черенков.
Однажды в лимонарий приехала с экскурсией группа младших школьников из Бреста. Среди детей Антон Иванович как-то сразу выделил одну из девочек — из тех, кого называют «почемучками». У девочки буквально горели глаза — ей было интересно всё. Не удивительно, что из оранжереи она вышла последней — уходить ей явно не хотелось… Чтобы хоть немного поднять девочке настроение, на прощание Антон Иванович угостил девочку мандаринкой прямо с ветки.
История эта имела неожиданное продолжение. Примерно через полгода в лимонарий позвонил папа девочки: «После поездки в Ботанический сад, дочка упросила нас купить килограмм лимонов. А затем заставила их съесть. Семена дочка, естественно, оставила и посадила".
В своей исследовательской работе юная брестчанка написала: «Посещение лимонария меня сильно удивило. И сориентировало на выбор будущей профессии. Антон Иванович Алехна очень познавательно рассказал нам о выращивании лимона. Ответил на все интересующие меня вопросы. Недаром ведь говорят: «Познание начинается с удивления»".
Данная работа, к слову, победила на городском юннатском конкурсе. Брестская школьница исследовала «влияние предпосевной обработки семян лимона на их прорастание».
«На этом работа не заканчивается. Еще мне будет интересно узнать о способах, ускоряющих плодоношение наших сеянцев и использовать их, — написала в заключение девочка. — Я надеюсь пригласить вас на чай с лимоном, выращенным собственными руками. Но это будет уже новое исследование».
И таких ребят, выбравших в будущем биологические специальности, немало. А значит, не стоит сомневаться, что среди юннатов, посещавших лимонарий, растет достойная смена цитрусоводов.