Цытрусавыя ў ВКЛ

История и перспективы развития
Цитрусы белорусской селекции
О нашем хобби. Клуб цитрусоводов и Дрэва сяброў
Ответить
Аватара пользователя
Сергей
4 уровень
4 уровень
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 02 фев 2017, 11:55
Страна: Беларусь
Город (Населенный пункт): Минск
Ваше имя: Сергей
Благодарил (а): 970 раз
Поблагодарили: 1056 раз

Цытрусавыя ў ВКЛ

Сообщение Сергей »

“Праўдападобна, што ў Вялікае Княства Літоўскае апэльсін трапіў яшчэ ў XV ст. і гэта быў памаранчык, тое, што ў нямецкай мове «Pomeranze» - горкі гатунак апэльсіну. Этымалёгія нямецкага слова празрыстая – ад італьянскіх "pomo" (яблыкі) і "arancia" (апэльсін). Апошняе азначэньне запазычана ўжо з персідзкай. У беларускіх жа дыялектах зафіксаваныя словы “памаранча”, “памаранец”.

Каралева Бона.jpg
Каралева Бона

Але рэальная мода на цытрусавыя пры кракаўскім і віленскім дварах была ўведзена каралевай Бонай, пасьля чаго апэльсін сталі завозіць у Польшчу і ВКЛ у заўважнай колькасці, што ўвогуле адпавядала тэндэнцыі італьянізацыі кулінарных густаў заможнай шляхты. Адным з важных месцаў у пасрэдніцкім гандлі апэльсінамі ўжо ў XVI ст. стаў Львоў – на наземным шляху з поўдня. Усё ж першапачаткова гэта быў рэдкі плод – па пары штук апэльсін падавалі на стол Жыгімонта Старога, і тое з нагоды ўрачыстасьцяў. Апроч дарагоўлі (у тры разы даражэй за лімоны) пашырэньне новай культуры стрымлівала тое, што апэльсін у нязначнай ступені мог служыць дадаткам да іншых страў – яго належала зьядаць асобна.
Пашырэньню апэльсіна ў Рэчы Паспалітай спрыялі таксама езуіты, праз што знаходзілі сабе новых прыхільнікаў і дабрадзеяў Ордэну. Адпаведна названы факт выкарыстоўваўся ў антыезуіцкай прапагандзе, бо “гішпанскія яблыкі” шкодзілі “моцы і прастаце звычаяў”…
Імпарт апэльсінаў знайшоў адлюстраваньне ў “Мытных інструкцыях ВКЛ” XVII ст. – з сотні апэльсінаў плацілася па 7,5 гроша. У 1733 годзе за тое самае спаганялася мыта ўжо 15 грошаў – інфляцыя. Між тым, пашырыўся асартымэнт вырабаў з апэльсіна – у XVII-XVIII ст. атрымалі распаўсюджаньне апэльсінавыя гарэлка і ліквор, у XVIII ст. у заможных дамах пачалі рабіць аранжад (прахаладжальны напой з соку апэльсіну ды цукру). Настойкі з апэльсіна і іншых цытрусавых сталі неад’емнай часткаю хатніх аптэчак. Таму як асобны тавар пачалі завозіць ня толькі сьвежыя плады, але таксама сок і абсмажаныя скуркі апэльсіна. У XVIII ст. ужываньне апэльсінаў пашырылася і сярод мяшчанства. Імкненьне вырошчваць апэльсіны ў нашых геаграфічных варунках прывяло да ўзнікненьня ў XVII ст. аранжарэй – асобага тыпу выцягнутых зашклёных памяшканьняў са штучным кліматам (у Беларусі – палаца-паркавы комплекс у Альбе, Ружанскі палац, Дукорскі палац ды інш.). У эпоху Асьветніцтва аранжарэі насамрэч выконвалі разнастайныя функцыі. На лета дрэвы зь іх выносіліся ў сад ці расстаўляліся пад сьценамі, а ў аранжарэях наладжваліся балі ды таварысцкія пачосткі. У выніку, гэтыя архітэктурныя формы набылі дадатковую прэстыжнасьць”.
Аўтар - Алег Дзярновіч, кандыдат гістарычных навук.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
За это сообщение автора Сергей поблагодарили (всего 7):
gusanita, ATribis, ДимАнт, Юлий, Ольга, nastya.gurina, Anvil
Рейтинг: 29.17%
 
Аватара пользователя
Сергей
4 уровень
4 уровень
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 02 фев 2017, 11:55
Страна: Беларусь
Город (Населенный пункт): Минск
Ваше имя: Сергей
Благодарил (а): 970 раз
Поблагодарили: 1056 раз

Re: Цытрусавыя ў ВКЛ

Сообщение Сергей »

Вот лишь некоторые из известных оранжерей на белорусских землях, упоминания о которых остались в исторических хрониках.

Мир
Радзивиллы стремились, чтобы роскошь поражала всех не только в замке, но и рядом с ним. В описании «итальянского сада» при Мирском замке перечислено около 400 редких деревьев, выращиваемых «в бочках в бревенчатой оранжерее с 24 окнами и летом выставляемых на открытый воздух». Здесь росли апельсины, лимоны, инжир, мирт, кипарис, самшит, красное и лавровое деревья, итальянский орех.

Альба
Если о несвижском замке известно далеко за пределами Беларуси, то о резиденции Радзивиллов в старинном парке Альба под Несвижем (Минская область) знают немногие. Здесь же был основан итальянский парк, саженцы для которого везли из Вильни и Кракова. Специально для ухода за экзотическими растениями из Италии был выписан садовник. Наиболее капризные растения лучшие садовники лелеяли в оранжерее. Сохранились документы, которые сообщают, что в 1605 году Николай Радзивилл Сиротка посылал Льву Сапеге инжир и дыни, выращенные в Альбе. Фундаменты оранжереи и остатки печей археологи нашли при раскопках. Удивительно, но на этом месте «зимний огород» просуществовал вплоть до начала XIX столетия.

Вильня
С XVI века известно имение Закрет, принадлежавшее виленскому воеводе М. Радзивиллу Черному. Его сын Станислав (1559-1599), Жемайтийский староста, перешел в католическую веру. Он подарил имение иезуитам для устройства летней резиденции. Иезуиты управляли им до 1733 г. За это время вместо деревянных домов они построили много кирпичных строений…
Даниил Мордовцев в романе «Гроза двенадцатого года» описывает, как выглядел в начале XIX века Закрет: «...переделанное из старинного католического монастыря, с богатыми садами, оранжереями, богатейшими аллеями померанцевых деревьев, с лужайками и гротами, беседками и клумбами цветов. ...Среди живой зелени, среди аромата цветов ...с хорами лесных птиц, с соловьиными трелями...»
А это – строчки Валентина Пикуля в романе «Каждому свое»: «...Богатое имение Закрет, лежавшее под Вильно, славилось в ту пору, как Сен-Югу под Парижем, как Сан-Суси под Берлином, как Царское Село под Петербургом...
...К столу виленских аристократов подавались апельсины и ананасы, выращенные в зимних теплицах Закрета».
К сожалению, через несколько месяцев после отступления французов Закрет пришел в запустение.
«Закрет представлял собою одни развалины, — свидетельствовала графиня София Тизенгауз. — Мы въезжали верхом на тот помост, где я танцевала с императором Александром. Померанцевые деревья были опрокинуты и поломаны;… превосходные оранжереи, наполненные экзотическими растениями, разрушены и расхищены, и не только солдатами... но и с участием некоторых из городских обывателей. И там, где красовались розы, спели ананасы, сменили их крапива и чертополох...»

Высокое
Одни из самых крупные и великолепно оформленных оранжерей в Беларуси находились в имениях Сапег Высокое (ныне Брестская область) и Деречине (Гродненская обл.).
Так, в кирпичном здании оранжереи при монастыре в Высоком росли лавровые (32 экземпляра), фиговые (41) деревья, тисы (24), гранаты (22), самшиты (12) (Из «Инвентаря 1794 г.») Упоминаются лимоны, апельсины, жасмин.
В 1919 г. в южной части парка была построена оранжерея с печным отоплением. Это было двухэтажное сооружение с двухскатной крышей и подвальным помещением. Его стены расчленяли огромные, по всей высоте здания, окна с лучковыми завершениями. К оранжерее примыкал фруктовый сад.

Леонполь
Деревня Леонполь расположена в Миорском районе Витебской области на высоком берегу Западной Двины в 11 километрах от границы с Латвией. С этим местом связана деятельность одного из самых известных дворянских родов Беларуси — рода Лопатинских. Рядом с усадьбой находилась известная на всю Речь Посполитую и Великое княжество Литовское оранжерея. В оранжерее Лопатинских росли 226 ананасов, 127 фиговых деревьев, 124 апельсиновых и лимонных дерева, гранаты, лавры и другая экзотика.

Залесье
Во времена Михала Клефаса Огинского усадьба в Залесье (ныне агрогородок в Сморгонском районе Гродненской области) славилась своей оранжереей. Она была гордостью композитора. «Моя оранжерея прекрасна и могла бы составить честь Петербургу», — писал Огинский своему управляющему. Архивные документы свидетельствуют о значимости дела по разведению экзотических растений и цветов в жизни Огинского. Неповторимое очарование и нарядность усадьбе придавали клумбы с различными цветами. Даже пребывая за границей, Михаил Клеофас интересовался новыми сортами и выписывал их для Залесья. Во времена Огинского оранжерея насчитывала около 500 видов растений.
Музей-усадьба М.К. Огинского была отреставрирована к 250-летию со дня рождения композитора 25 сентября 2015 года. Благодаря неравнодушным людям, труду специалистов и работников усадьбы в ней на сегодня растет более 200 видов разнообразных растений.

Воложин
Долгое время Воложин переходил из рук в руки разных князей, владели им и Радзивиллы, и Доэнгофы, и Гаштольды, пока в XIX веке не был куплен Юзефом Тышкевичем. Приобретя Воложин, граф решил устроить здесь свою фамильную резиденцию и на месте средневекового замчища построил возвышавшийся над всем городом дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизм. До наших дней дошли почти все здания резиденции, даже оранжерея, где выращивались апельсины и росли пальмовые деревья.

Пружаны
Усадьба Швыковских славилась чудесной оранжереей и теплицами, в которых росло около тысячи цветов и деревьев шестидесяти наименований, главным образом экзотические – камелии, азалии, левкои, мирты, пальмы, апельсиновые и лимонные деревья и др. Равной оранжерее Швыковских с «вековыми апельсинами, коих тут настоящий лес, пальмами, миртами да лимонами» — так описывала этот райский уголок тогдашняя пресса — не имели даже Радзивиллы. Здание оранжереи, единственное из многочисленных хозяйственных построек усадьбы, сохранилось до наших дней
К югу от оранжереи располагался сад, в котором помимо плодовых деревьев росло несколько десятков кустов винограда.

Жиличи
«Жиличский Версаль» — такое название прочно закрепилось за дворцово-парковым комплексом, расположенным в деревне Жиличи Могилевской области. Строительство дворца началось по инициативе бобруйского маршалка Игнатия Булгака в 1825 году и продолжалось до начала ХХ века. В одном боковом крыле дворца был сооружен костел, во втором — тропическая оранжерея, которая, к сожалению, не сохранилась. Летом пальмы, кипарисы и апельсины высаживали в парке. В оранжерее поддерживалась определенная температура, влажность, и растения запах. До наших дней сохранились фотоснимки зимнего сада. Сделаны они были в 1914 году, когда владелец дворца еще жил здесь и поддерживал порядок.

Городея
Местность Городея в XVI столетии перешла к Радзивиллам. У них она оставалась вплоть до конца XVIII века, до того момента когда Кароль Станислав Радзивилл — «Пане Каханку» — в результате своих известных авантюр не влез по уши в долги. Чтобы выручить некоторые средства для расплаты по счетам кредиторов он решил продать усадьбу небольшому роду Митарновских. Однако, и они пробыли ее хозяевами не очень долго, перепродав в 1818 году новым хозяевам — Брахоцким. Адам Иосиф Брахоцкий занялся капитальной застройкой усадьбы. В 1830 году на месте деревянного когда-то двора был построен двухэтажный усадебный дом. Вокруг усадьбы был сформирован крупный хозяйственный двор с большим количеством построек. Здесь была теплица-оранжерея, которая имела специальное зимнее отопление. В оранжерее росли лимонные и апельсиновые деревья, которые летом выносили и ставили на терассе усадебного дома.

Станьково
Усадьба Чапских в Станьково (Минская область) площадью около 15 га включала каменный дворец, кухонный флигель, «скарбчик», парк с водной системой, каплицу, жилой флигель, кирпичный амбар, въездные брамы, хозяйственный двор, оранжерею, отапливаемые теплицы. К ней примыкали большие фруктовые питомники. Ежегодно в конце XIX столетия питомниками продавалось около четырех тысяч саженцев плодовых деревьев. Из теплиц на рынок в Минск поступали высококачественные ананасы.
За это сообщение автора Сергей поблагодарили (всего 3):
Ольга, nastya.gurina, Anvil
Рейтинг: 12.5%
 
Ответить

Вернуться в «Цитрусоводство в Беларуси»